Энергетическое исследование (энергоаудит) организаций и предприятий

Энергетическое исследование (энергоаудит) организаций и предприятий производится для оценки их деятельности, связанной с затратами на энергию различных видов, топливо, воду и определённые энергоносители (например, сжатый воздух).

Главная задача энергоаудита – объективно оценить эффективность пользования топливно-энергетическими ресурсами и спланировать меры по снижению подобных затрат предприятия. Заказчик энергетического исследования может выдвигать свои пожелания, которые касаются состава работ.

Решение задачи исследования возможно при совместном участии высокопрофессиональных инженеров с экспертами энергоаудита и персоналом заказчика на конкретных объектах данного предприятия. Поскольку требуется привлечение высококвалифицированных специалистов и использование специализированных приборов, такие работы требуют определённых затрат времени и финансов.

Но они оправдывают себя. Ведь при оптимизации этой сферы дальнейшие потери денежных средств посредством нерационального использования энергоресурсов сводятся к минимуму или вообще к нулю. Сегодня исследовательские работы в области эффективности энергозатрат продвигаются довольно быстро, давая возможность предприятиям снижать свои расходы на энергопотребление.

Результаты энергетического исследования выражаются в предложениях энергоаудиторов, которые носят больше рекомендательный характер. Воплощать ли в жизнь эти рекомендации, решает руководство предприятия, исходя из своих собственных взглядов и соображений на данный момент времени. Нередко при желании использовать рекомендации, а порой даже в процессе исследования, деньги, потраченные на эту процедуру, сразу окупаются.

Энергоаудит бывает трёх видов: экспресс-аудит, полный аудит и инструментальный аудит. Отличие их состоит в степени проверки. Так во время первого имеет место сокращённая программа, второго – полная, а третьего – усиленное исследование по всем видам энергоресурсов с использованием инструментальных замеров.

Сегодня энергоаудит очень актуален на российских предприятиях, поскольку может предложить реальный вариант снижения энергетических затрат, что влияет на рентабельность, цену продукции, конкурентоспособность и эффективность деятельности в целом. Не каждый руководитель морально готов к затратам на энергетическое исследование в связи с тем, что его результаты могут быть известны только после свершения.

До этого оценить эффективность данного мероприятия точно нельзя. К тому же в привычном ритме работы управленцы не всегда объективно оценивают потребность в улучшениях и представляют будущие выгоды. Но те руководители, которые профессионально и расчётливо смотрят на деятельность своего предприятия, неизменно приходят к потребности в энергоаудите.